Страница 11 из 22
ЖАН ДОМИНИК ЭНГР
Экспрессия в живописи предполагает очень большое знание рисунка, без чего нельзя достигнуть совершенного успеха. В самом деле, экспрессия не может быть выражена вне величайшей точности. Передать ее лишь отчасти — этого недостаточно; это значит изображать фальшивых людей, симулирующих чувства, которых они не испытывают. Только редчайшим талантом в рисунке можно достичь этой предельной точности; живописцы экспрессии между новейшими мастерами были величайшими рисовальщиками: пример — Рафаэль.
Рисовать — не значит просто воспроизводить контуры; рисунок не состоит из одних только очертаний. Он, кроме того, заключается в выражении, в плане, в моделировке. Рисунок — это три четверти с половиной того, что составляет живопись.
...Не допускайте изолированного выполнения последовательно головы, фигуры, торса, рук и т. д. Вы неизбежным образом упростили бы гармонию целого. Наоборот, устанавливайте те отношения, которые существуют между отдельными частями; ищите правду движения; характеризуя его, опасайтесь больше холода, чем жара; подавайте горячо!
...Никогда не рисуйте без природы перед глазами. Не надо делать по памяти пальца или руки из опасения впасть в манеру, расслабленность или шаблон. Чтобы получить от природы ее последнее слово, надо уважать ее, быть очарованным ею.
Верно устанавливайте разнообразие и противоположность линий, это единственное средство схватить поворот. Настаивайте на важнейших чертах модели, выражайте их сильно.