ДИДРО

Похожий портрет пачкуна умирает вместе с изображенным лицом; портрет умелого человека остается навсегда. По этцм портретам наши потомки создают себе представление о великих людях, которые им предшествовали. Если любовь к искусствам является всеобщей для всей нации, знаете ли вы, что из этого происходит? Глаз народа приноравливается к глазу великого художника, и преувеличение полностью сохраняет для него сходство. Он не старается придраться, он не говорит: этот глаз слишком мал или слишком велик; этот мускул преувеличен, эти формы неправильны, это веко слишком толсто; эти кости вокруг глазной впадины слишком приподняты, — он выделяет то, что познание красоты внесло в копию. Он видит модель, которая передана не в точности, и он вскрикивает от восхищения. Вольтер пишет свои исторические труды: как древние скульпторы делали бюсты, как ученые живописцы наших дней делают портреты. Он увеличивает, он преувеличивает, он исправляет формы; прав ли он? Или не прав?. Для педанта он не прав; он прав для человека со вкусом. Прав он или не прав, но в памяти грядущих людей останется то лицо, которое он написал.
...Знать страсти нежные и сильные и передавать их без гримасничанья. Лаокоон страдает, но не гримасничает; однако жестокая боль пронизывает его тело с конца пальцев на ногах до макушки головы. Она глубоко захватывает, не внушая отвращения. Сделайте так, чтобы я не мог ни остановить, ни оторвать моих глаз от вашего холста.

 

Не смешивайте манерничанье, гримасу, вздернутые уголки губ, кислое выражение личика и тысячу других мелочных аффектированностей с изяществом и тем более с выразительностью.

 

Пусть ваша голова будет прежде всего прекрасна; страсти легче всего выразить на прекрасном лице. Когда они контрастируют, они становятся еще ужаснее.

 

...Пренебрежение к портрету и бюсту указывает на упадок этих обоих искусств. Не было ни одного крупного художника, который не сумел бы написать портрета; свидетельством тому — Рафаэль, Рубенс, Ле Сюэр, Ван-Дейк. Не было ни одного крупного скульптора, который не сумел бы сделать бюста. Всякий ученик начинает так, как начало и само искусство. Пьер однажды сказал: «Знаете ли вы, почему мы все, исторические живописцы, не пишем портретов? Потому что это слишком трудно».

 

Но если есть портрет лица, то есть и портрет глаза, есть портрет шеи, груди, живота, ноги, руки, пальца ноги, ногтя; ибо что такое портрет, как не изображение какого-либо существа, сколько-нибудь индивидуального? И если вы не так быстро, не так уверенно узнаёте по столь определенным признакам портрет ногтя, как портрет лица, то не потому, что это невозможно, но потому, что вы его меньше изучали; потому, что он имеет меньшее протяжение; что его характерные черты меньше, незначительнее, неопределеннее.

 

Комментарии  

Виктор 05.02.2017 13:53
Огромное спасибо за отличную публикацию! :-) http://portrets.ru/
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последнее с форума

Покритикуйте мастер-класс, пожалуйста by Admin
На что именно обратить внимание?)

Мастер класс by Георг
Ссылка удалена?

Электронная музыка. Есть любители? by Vader
Не знаю, есть ли тут любители электронной и танцевальной музыки, но хотелось бы поделиться парочкой видео...

Иммуномодулятор by macha buukina
Молозиво -https://coral-wellness.com/shop/zdorovie/firstfood-colostrum/ густая жидкость кремового...

И вновь о холстах by savlad
Многие любители, да и профессионалы тоже, пишут на холсте на оргалите.
Холст на оргалите изготовить много...