Примитивизм — в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение
изобразительных средств и обращение художников к формам т. н.
примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного,
искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества.
Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено
стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной
буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней
духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным,
"незамутнённым" пластам жизни. Примитивизм исходит из эстетического освоения
художественных культур, ранее считавшихся "низменно-грубыми",
"варварскими", и стремления обрести их средствами целостность,
эмоциональную ясность, "спонтанность" мировосприятия, противостоящие
как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти
поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода
формальными экспериментами представителей новейших течений искусства
конца 19 — 20 вв.,
часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной
культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм
по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и "няби", представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения "Мости" в Германии, в России — участников группировок "Голубая роза" (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), "Бубновый валет" и "Ослиный хвост" (где теоретиком примитивизма был А. В. Шевченко).
Термин "примитивизм" часто применяется и по отношению к т. н. наивному
искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной
подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19
— 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич
в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная "бабушка Мозес", в
США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры,
сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в
деталях.
Наиболее известные художники-примитивисты:
- Нико Пиросманишвили
- Иван Генералич
- Бабушка Мозес
- Мария Примаченко
- Генри Дарджер
- Никифор Крыницкий
- Бунлыа Сулилат
- Анри Руссо