КАЛЛИГРАФИЯ — (греч. kalligraphia - красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу), искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.

КАНОН — 1) совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, рисунка, колорита для данною типа произведений; 2) произведение, служащее нормативным образцом.

КАРАНДАШ — инструмент для рисования и письма; по материалу различаются графитный, свинцовый, серебряный, итальянский; сангина, пастель, уголь не имеют оболочки; чертежные, маркировочные, копировальные и т. д. имеют разное назначение.

КАРИКАТУРА - (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).

КАРТИНА, холст, полотно — станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, относительно изолирующегося от окружения; законченное произведение, в котором последовательно воплощен замысел автора; состоит из основы (холст, доска, картон и др.), на которую наносят грунт и красочный слой. Европейский тип имеет раму и подрамник, дальневосточный сохраняет форму свободно висящего развернутого свитка.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — художественный музей, в котором экспонируются в основном произведения живописи.

КИСТЬ - Основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии. Изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Жесткие щетинные кисти (круглые или плоские) применяют в масляной живописи, с более длинным волосом - в клеевой живописи, фреске. Круглые остроконечные мягкие (беличьи, барсучьи, песчанковые) используют в акварели, темпере и тоновой графике. Колонковые кисти применяют для работы любыми красками.

КЛАССИЦИЗМ (франц. classicisme). Художественное направление в европейском искусстве XVII-XIX веков, возникшее в эпоху окончательного сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Признавая высшим образцом античное искусство и, опираясь также на традиции Высокого Возрождения, художники классицизма стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных и незыблемых "законах разума", где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства, и главной добродетелью гражданина является всепобеждающее чувство долга.

КЛУАЗОНИЗМ - Термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Э. Бернаром и Л. Анкетеном в 1887 году, воспринятую П. Гогеном и ставшую основой живописного "синтетического" символизма. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П. Гоген "Видение после проповеди", 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.

КОЛЛАЖ - Papier соlle. Коллаж (название происдодит от французского слова coller -наклеивать) - техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие предметы закрепляются на плоской поверхности. В качестве самостоятельной художественной техники впервые применили коллаж Жорж Брак и Пабло Пикассо. Коллаж был важным элементом техники дадаистов и сюрреалистов, а также применялся художниками поп-арта. например Эдуардо Паолоции.

КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. Constructio - построение) - Направление в искусстве и архитектуре 1930-х годов, сущность которого состоит в конструировании материальной среды, окружающей человека, на основе использования новой техники с целью создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

КОМПОЗИЦИЯ - (лат. compositio) - сочинение, составление; соединение, связь. В литературе и искусстве - построение (структура) художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, обусловленные идейным замыслом и назначением произведения. В архитектуре - связанные между собой в едином композиционном построении несколько зданий.

КОПИЯ (лат. Copia - множество, запас). Художественное произведение, повторяющее другое произведение с целью воспроизвести его как можно точнее. Полноценная копия должна соответствовать оригиналу как размером и техническими средствами, так и качеством исполнения. На практике данный термин применяется к произведениям различных свойств и достоинств. Копия, исполненная автором оригинала, часто носит специальное наименование дублета, реплики, повторения.

КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ - Письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру.

КРАКЕЛЮР (фр. kraquelure). В технологии и реставрации живописи: трещины по красочному слою, преимущественно в масляной живописи на холсте. Кракелюр может быть жестким (с острыми краями) и мягким или плывущим; поверхностным и глубоким, грунтовым. Основные причины кракелюра: различия в коэффициенте расширения красочного слоя и основы по мере их высыхания. Механические воздействия (удары, сотрясения), недостатки живописной техники (например, прописки по не совсем просохшему слою) и др.

КРАСКИ МИНЕРАЛЬНЫЕ (природные пигменты). Различного цвета руды, глины, минералы и др. горные породы. Хромофором у природных пигментов являются окислы железа, марганца и др. металлов, а также углеродистые вещества. По цвету, как наиболее характерному и просто учитываемому признаку, они делятся на следующие группы: 1) белые - мел, барит, каолин. 2) желтые - охра, сиена. 3) красные - мумия, сурик, железная киноварь. 4) зеленые - волконскоитовая зелень, малахитовая зелень, глауконитовая зелень, гарниеритовая зелень. 5) синие - лазуритовая синяя, вивианитовая синяя, азуритовая синяя. 6) коричневые - умбра жженая, марганцовая коричневая, кассельская коричневая. 7) серые - железная слюдка. 8) черные - сажа природная, пиролюзитовая черная. КРОМКИ - края холста (основы), при помощи которых картина закрепляется на подрамнике гвоздями. Как правило, на кромках авторский грунт отсутствует (XVIII век). В середине XIX века появился фабричный загрунтованный холст, поэтому грунт на полотнах этого времени стал присутствовать и на кромках.

КСИЛОГРАФИЯ - Самая древняя техника гравюры. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 - 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом - штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 - 2000 хороших оттисков.

КУБИЗМ (Cubisme фр.Сube - куб)- авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.
Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой:
- конструирование объемной формы на плоскости;
- выявление простых устойчивых геометрических форм;
- разложение сложных форм на простые.

КУБОФУТУРИЗМ - Направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в "четвертом измерении", т. е. во времени). Близость к "машинной" ритмике произведений русских кубофутуристов (прежде всего, работ К. С. Малевича того же периода) характерна и для работ Ф. Леже того времени.

КУРАНТ - Конусообразной формы инструмент для растирания ручным способом красящих веществ в процессе приготовления красок для живописи и типографских красок. Крупные делают из твердого камня (лабрадор, порфир и др.), мелкие - из фарфора, стекла или агата.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последнее с форума

Галерея "Елисаветград" by artelisavet
в галереї «Єлисаветград» відбудеться презентація виставки «Запах весни» у п’ятницю, 22 березня
https://dozor.kr.ua/post/kirovogradtsya...

ПОМОГИТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ХУДОЖНИКА ПО ПОДПИСИ by micky
Еще вот такая, может, кто встречал

Помогите определить картину by micky
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, определить картину. Видела несколько вариантов копий этой картины....

Помогите определить художника картины by micky
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, определить художника картины: начало ХХ ст Европа, масло, картон....

Помогите опознать художника по подписи by MagicDesert
Картину купили в Германии в прошлом году. Самостоятельно никакой информации не смог найти. Прикрепил...