Законченная картина на подрамнике в свою очередь вставляется в раму (отсюда происхождение слова "подрамник").
Многолетняя практика художников, а также специальные исследования показали, что наиболее целесообразен подрамник, у которого бруски вяжутся простым шипом и раздвигаются при помощи клиньев.
Основные бруски подрамника имеют наружные фаски и внутренний скос примерно в 3-5 градусов, что предохраняет красочный слой от сломов.
Подрамники должны снабжаться крестовинами, которые увеличивают его прочность и оберегают от диагональных перекосов, а основные бруски от прогибов.
Для подрамников применяется сухая качественная древесина, главным образом краевая сосна. Клинья для раздвигания подрамника изготовляются из древесины твердых пород: дуба, бука или березы.
Очень важен подбор соотношений толщины и ширины брусков подрамника, выбираемых в зависимости от размеров картины. Размеры брусков определяют по большой стороне подрамника.
Определение размеров сечений бруска для подрамников (таблица дается только для основного бруска и крестовины).

Размер подрамника по его большой стороне(в см.) | Размеры основного бруска (в мм) | Сечение бруска крестовины (в мм) | |||
h | t | m | f | q | |
30 | 45 | 17 | 14 | 36 | 12 |
40 | 38 | 18 | 15 | 38 | 13 |
50 | 50 | 19 | 16 | 40 | 13 |
60 | 52 | 20 | 17 | 42 | 14 |
70 | 54 | 20 | 17 | 44 | 14 |
80 | 56 | 21 | 18 | 46 | 15 |
90 | 58 | 21 | 18 | 48 | 15 |
100 | 60 | 22 | 18 | 50 | 15 |
120 | 65 | 23 | 19 | 55 | 17 |
140 | 68 | 25 | 20 | 58 | 25 |
160 | 72 | 26 | 22 | 62 | 26 |
180 | 76 | 28 | 23 | 66 | 28 |
200 | 80 | 30 | 25 | 70 | 30 |
225 | 85 | 30 | 25 | 75 | 30 |
250 | 90 | 32 | 27 | 80 | 32 |
300 | 100 | 35 | 29 | 90 | 35 |
350 | 110 | 40 | 33 | 100 | 40 |
400 | 120 | 45 | 35 | 110 | 42 |
500 | 140 | 50 | 42 | 125 | 50 |
600 | 160 | 55 | 45 | 145 | 55 |
При этомследует обратить внимание, что размеры в таблице даны в сантиметрах лишь длябольшой стороны подрамника, остальные же элементы подрамника выражены в миллиметрах.
В таблице приведены размеры подрамников от 30 см до 6 м (по большой стороне). Например,для изготовления подрамника размером 78x103 см, находим в таблице цифру,близкую к размеру 403. Как видно из таблицы, это будет 100. Данные размеровбруска указаны в соответствующих колонках, из которых мы видим, что ширинабруска h = 60 мм, толщина бруска t = 22 мм и m - скос бруска и фаски = 18.
При изготовлении овального подрамника предварительно делается разметкана листе картона, из которого затем снимают шаблон. Разметка шаблона начинается с построения осей эллипса АВ и CD, длина которых определяется размерами подрамника. Фокусы эллипса находятся в точках F и F1 из которых проводятся окружности радиусом а, равным половине оси АВ и с центром в точке С или D.
Длявычерчивания эллипса в точки F и F1 на шаблоне забивают два гвоздя изакрепляют петлями на гвоздях концы прочной нитки длиной 2а + F и F1.Оттягивая нить острием карандаша, очерчивают эллипс. Построение внутреннегоконтура подрамника ведется циркулем из точек F и F1 и радиусом r=AF - h, где h -ширина бруска по осям эллипса, и из точки О радиусом R= OD - h
Подрамники всех видов должны снабжаться одной или несколькими крестовинами в зависимостиот их размеров. Небольшие подрамники снабжаются поперечными брусками.
Изображаемый объект | 1-й вариант | 2-ой вариант |
Голова | 40X50 | 40X55 |
Голова с плечевым поясом | 50X60 | 60X75 |
Портрете руками (торс) | 70X90 | 70X95 |
Фигура сидящая или полулежащая | 90Х 130 | 90X140 |
Фигура в рост или лежа | 90Х 150 | 90X160 |
Натюрморт | 70Х 90 | 60X75 |
Композиция из двух фигур | 150X180 | 160X180 |
Комментарии