Основным пленкообразующим компонентом художественных масляных красок являются растительные масла, извлекаемые из семян, некоторых растений.

Масла делятся на четыре группы в зависимости от того, какую они образуют при высыхании пленку (представляющую окисленное масло), называемую линоксином.

Первую группу составляют масла типа льняного. Они сравнительно быстро высыхают и образуют твердую эластичную, прочную, нерастворимую в органических растворителях пленку. К этой группе относятся: льняное, тунговое, конопляное и некоторые другие масла.

Вторую группу составляют масла типа макового. Пленкообразующая способность их значительно ниже, чем у первой группы: нанесенные на поверхность, они высыхают значительно медленнее. Полученная пленка частично растворима в органических растворителях, а при нагревании размягчается и плавится. К этой группе относятся подсолнечное, маковое, соевое и другие масла.

Маковое масло сохнет медленно. Это масло желтеет меньше всех остальных, что есть в продаже. Подходит для светлых тонов и белил.

Третью группу составляют масла типа оливкового. Эти масла полностью не высыхают.

Четвертую группу составляют масла типа касторового, которые не образуют пленки и относятся к невысыхающим маслам.

Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них жирные ненасыщенные кислоты. Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом. Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества жирных непредельных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода. Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет.

Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами. К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.

Физико-химические показатели растительных масел
Название маслаЙодное число
Тунговое150-176
Льняное170-200
Конопляное160-175
Подсолнечное119-144
Рыжиковое133-155
Соевое138-144
Маковое131-143
Кукурузное111-131
Хлопковое101-116
Касторовое82-88

Льняное масло широко применяется в живописи. Его изготовляют из семян льна способом холодного прессования. Масло выдерживается длительное время для "вызревания", оно обрабатывается специальным образом для удаления белковистых веществ и других включений. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию и делает их более яркими. Имеет свойство желтеть.

Высыхание льняного масла происходит в нормальных условиях - на свету за 5-б суток, а при повышенной температуре и интенсивном освещении за трое суток. Скорость высыхания зависят от толщины красочного или масляного слоя. От интенсивного солнечного света под действием ультрафиолетовых лучей наступает разрушение масляной пленки. Высыхание живописного слоя при отсутствии света, в темноте, значительно удлиняет срок сушки льняного масла - до 60 суток. Но лишь через год наступает та стадия высыхания красочного слоя, когда можно покрывать картину лаком. Окончательное же высыхание масляной живописи фактически наступает через несколько лет.

Живописные масла следует ограниченно применять для разжижения масляных красок в процессе живописи во избежание прожухания красок.
Выпускаемые масляные краски уже содержат необходимое количество масла в соответствии с маслоемкостью того или иного пигмента.
Только при нанесении тонких или лессировочных слоев красок можно пользоваться живописным маслом.

Медленно сохнущие краски вообще не следует разбавлять одним маслом, а следует применять смесь живописного масла с лаком, например даммарным или масличным.

Для разбавления быстросохнущих красок необходимо пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2, которые называют лаковыми маслами, а также пентаэритритовыми. Уплотненные масла № 1 и № 2 следует также рекомендовать при составлении "тройника", состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака, уплотненного масла и пинена для разжижения смеси.

Уплотненные масла применяют и для протирки прожухшей живописи, нанося его тонким слоем на поверхность живописного слоя.

Способы отчистки, отбеливания и сгущения масел

Для высветления льняного масла пользуются весенними и летними месяцами, когда наиболее активны солнечные лучи. Льняное масло наливают в банку с широким горлышком из прозрачного стекла и закрывают крышкой или стеклом, ставят к окну на длительный срок, 1-2 года. При этом, чем дольше масло выстаивается, тем оно лучше по своим качествам. В результате отстаивания масло становится густым, но для применения в живописи его разбавляют пиненом.

Для ускоренной обработки масло наливают тонким слоем (толщиной в 1 см) на тарелку или противень и накрывают стеклом. Через 15-20 дней масло под действием солнечного света загустевает и отбеливается.

Также льняное масло обрабатывают и соленой водой. Для этого нужна стеклянная банка с краном для слива, расположенным у дна. Можно пользоваться также бутылкой с отрезанным дном и вставленным в горлышко краном, применяемым в химической посуде. В посуду наливают масло на 1/3 объема и вдвое больше 5-ти процентного раствора поваренной соли. Содержимое тщательно взбалтывают и выставляют на солнце. Под действием солнечных лучей масло сгущается, а соль свертывает белковистые вещества, находящиеся в масле, которые осаждаются. В течение года раствор соли заменяют от 3 до 5 раз. После обработки воду сливают. Масло нагревают до температуры 200° в течение 10 минут для выпаривания остатков воды, и обесцвечивания красящих веществ, находящихся в масле.

Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Не следует вводить масло в подмалевок. Медленно сохнущие краски следует разбавлять только лаками. Для разбавления быстро сохнущих красок следует применять уплотненное масло № 1 или № 2. Количество вводимого лака в краску не должно быть чрезмерным во избежание хрупкости живописного слоя.

Комментарии  

Дизайнер 05.11.2011 18:10
Добавьте в таблицу коэффициент преломления для обычных и уплотненных масел, особенно для льняного и подсолнечного.
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последнее с форума

Покритикуйте мастер-класс, пожалуйста by Admin
На что именно обратить внимание?)

Мастер класс by Георг
Ссылка удалена?

Электронная музыка. Есть любители? by Vader
Не знаю, есть ли тут любители электронной и танцевальной музыки, но хотелось бы поделиться парочкой видео...

Иммуномодулятор by macha buukina
Молозиво -https://coral-wellness.com/shop/zdorovie/firstfood-colostrum/ густая жидкость кремового...

И вновь о холстах by savlad
Многие любители, да и профессионалы тоже, пишут на холсте на оргалите.
Холст на оргалите изготовить много...