Страница 18 из 22
П. П. ЧИСТЯКОВ
Рисовать не умеешь, какой же ты после этого художник-
Рисунок — основа всего, фундамент, кто не понимает его или не признает, тот без почвы...
Строгое, полное рисование требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, как он кажется в пространстве глазу нашему, а во-вторых, каков он в действительности; следовательно, в первом случае довольно даровитого глаза, а во втором — нужно знание предмета и законов, по которым он кажется таким или иным.
...Техника высокая, простая, состоит в том, что каждая линия, обрисовывающая форму, сознательна для художника и выражает часть кости, мускула и прочее.
Рисование человека — есть вершина мастерства художника.
Не умеющий рисовать не будет и писать как следует.
Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке, остальное все наносное и только помогает...
Нарисовать сто схожих голов — коллекция, а вот понять, как нужно рисовать,— учеба.
Не важно эту (именно) голову нарисовать, нужно научиться вообще головы рисовать.
Рисовать — значит соображать.
Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу.
Велико ли слово: «отсюда — сюда», а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум... Не заботьтесь о красоте рисунка, смотрите беспрестанно на натуру, а не в карандаш. Линия пусть какая выйдет, и выйдет непременно красивая и легкая, если срисовать ее с натуры.
Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать.
Рисунок в нашем искусстве все-таки выше всего. Конечно, не рисунок педанта- хвастуна, нет, разумею фигуру живую и любя нарисованную.