Страница 8 из 10
Н. Н. ГЕ
Учите перспективу, и когда овладеете сю, внесите ее в работу, в рисование. Никогда ее не отделяйте от рисования, как делают многие, то есть рисуют по чувству, а потом поправляют правилами перспективы — напротив, пусть перспектива у Вас будет всегдашним спутником Вашей работы и стражем верности. Пусть она проникнет в те части рисования, где и нельзя ее механически приложить, например, рисуя голову — портрет, нельзя приводить в перспективу части головы, а когда Вы знаете перспективу, чувствуете ее, Вы приложите к рисованию головы и нарисуете очень верно — вот что я хочу сказать.
...И вот Вам правило, которое никогда не забывайте: рисовать — значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего, то есть Вы рисуйте не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, не руку, а какую роль играет нос на лице, рот и т. п. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуйте ее в смысле с общим: симметрические части всегда рисуйте вместе и в одно время, то есть оба глаза непременно, оба уха, обе щеки и все это в отношении целого; так голова фигуры, ежели рисуете фигуру. Начинайте рисовать от центра. Лицо в голове — торс в фигуре. Назначивши главные части, непременно протушуйте главные тени и свет общий, чтоб проверить пропорции, и рисуйте всегда все время весь Ваш рисунок — всегда от начала до конца общее и идите к деталям постепенно. Вот Вам секрет рисования…