Страница 10 из 18
А. И. КУИНДЖИ
...Я учу так учеников: забудь все виденное на картинах художников и посмотри на тумбу, которая, мокрая от дождя, блестит на солнце. Пойми ее блеск, разгадай, как и отчего она блестит, и передай все в этюде. А когда будешь писать картину, не смотри на этюд, на котором еще будет много мелочей. А ты про них забудь и передавай в картине сущность, впечатление блеска там, где тебе надо.
...Своих учеников Куинджи учил внимательно работать на этюдах, разрабатывать, по возможности, все детали. Мы должны были правильно передавать форму предмета, цвет его и отношения — все так, как в природе. Но когда наступал момент композиционной работы, когда мы начинали писать картину, он советовал подальше отодвигать этюды, чтобы они не мешали свободе творчества. Этюдные опыты, конечно, не пропадали даром: они откладывались в памяти, запечатлевались и делали нас более подготовленными в момент композиционной работы. Но целиком переносить какой-нибудь этюд с натуры в картину, а тем более составлять картину из этюдов, он нам не советовал. Всякий задуманный художником определенный образ требует для своего выявления и определенной формы предметов, будь то фигура человека, дерево или скала; того же требует и композиция. Поэтому редко какой этюд может точно отвечать задуманному образу, и если его внести в композицию без изменений, то он всегда будет на картине казаться чужеродным телом, нисколько не связанным с целым данной композиции.