К. ЮОН

К области художественной формы произведения относится также и его композиция.

 

Композиция есть осознанная автором форма художественного выражения своего творческого замысла во всех его слагаемых.

 

Форма композиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами. Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заключаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, и масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.

 

Первоначальный композиционный расчет, то есть воображаемая композиционная схема, составляет первичный момент композиции. Она впоследствии наполняется воображаемыми, конкретными живыми людьми и живым действием.

 

Композиционная форма живописного организма — самая живучая сторона произведения живописи, не изменяющаяся во времени.

 

...Композиция устанавливает порядок зрения, овладения вниманием зрителя. Она отражает на себе всю сумму переживаний и мыслей художника о своем предмете. С другой стороны, она определяется художественными тенденциями, идейным замыслом, характером, художественной культурой самого живописца.

 

...Вся философская, техническая и методическая часть композиций искусства прошлого должна усваиваться на анализе взаимной связи его идеологического и формального содержания. Прямая и непосредственная связь художника с живой действительностью и личное участие в строительстве социалистического общества являются предпосылкой живой композиционной культуры. Вместе с этим никакая теория композиции не может предопределить грядущих форм искусства, ибо не теория создает практику нового искусства, а практика — новые теории. Это не мешает извлечению из опыта прошлого того большого методического материала, который создан лучшими его мастерами, отлично знавшими законы восприятия искусства и способы воздействия на зрителя.

 

Главной целью изучения композиции искусства прошлого должно стать ознакомление с методами диалектического использования элементов изобразительного языка. Оно учит также сосредоточивать внимание зрителя на существенном и важном и подчинять этому главному сопровождающие части.

 

Изучение композиционной методики прошлого способствует прежде всего росту личной художественной культуры, золотому чувству меры, стилистической цельности искусства и полноте художественного сознания. Но изучение композиций прошлого не дает одной драгоценной стороны — чувства непосредственности. Эту непосредственность может дать лишь сама жизнь.

 

Связь художника с большой жизнью страны, неослабное наблюдение всех ее проявлений составляют самое важное и естественное условие живого искусства и его новой композиции.

 

Острота и свежесть подхода к задаче невозможны без личного изучения предмета своего искусства, без исчерпывающего знания всех его сторон.

 

Неповторимость и уникальность произведения живописи обязаны непосредственному соприкосновению художника с жизнью. Самые неожиданные по новизне композиции, самые экспрессивные углы и точки зрения рассыпаны в живых картинах жизни в щедром изобилии.

 

Предметом изучения должны стать как развернутые композиции больших картин, так и отдельные их фрагменты. Типы и виды композиций—одноплановые, дву- плановые и многоплановые, научно-перспективные и условно-перспективные и также свободные бесперспективные ее виды — дают в каждом случае целый кодекс своеобразных приемов, достигающих своих художественных целей. Элементы декоративные и реалистические, моменты психологические, жесты и мимика, движения и действия, группировки фигур и использование условий светотени составляют основной композиционный материал.

 

Композиция в своих начальных проявлениях участвует уже в этюдах и студийных работах, производимых непосредственно с натуры, так же как и в академическом рисунке. Ее первичный этап выражается в умении расположить фигуру или часть фигуры, или же кусок природы на бумаге и на холсте соответственно своей цели. Определение масштабов рисунка, ритмическое использование и учет пустующих промежутков на бумаге здесь уже играют свою роль. Искусство вписать изображение в четырехугольник холста составляет уже начало композиции. Умение подчинить своему художественному замыслу масштабы фигур, расположение их на бумаге и вся экспрессивная часть работы составляют композиторскую область. Композиционная задача осложняется с осложнением целей и замыслов художника.

 

...С академической, учебной точки зрения преимущественно интересны и более всего необходимы упражнения в композиции человеческих фигур, то есть в их группировках, в установлении их смысловых и психологических взаимоотношений сообразно с темой. Всестороннее знание предмета избранного сюжета — гарантия жизненного его решения. Практические работы над композицией, вырабатывающие свободное и творческое овладение фигурами в движении, а также способствующие накоплению живого материала для его использования в течение всей последующей работы, заключаются в следующем:
1. Упражнения в схематических набросках лиц, фигур и животных.
2. Рисование по памяти и воображению фигур в движении.
3. Усвоение привычки альбомного рисования как в студиях, так, еще больше, в обстановке живой жизни.
4. Коллекционирование альбомных зарисовок фигур, сценок, уголков жилищ, обстановки, типажей, костюмов, кусков природы, процессов труда, общественной жизни, домашнего быта, всей специфики советской культуры, ее красок, стиля и т. п.
5. Изучение в виде зарисовок городской и пригородной, колхозно-совхозной и фабрично-заводской, клубной, детской, домашней, праздничной и повседневной жизни, и всего богатства исключительных или необычных моментов жизни и природы.
6. Зарисовка всего редкостного или типического, даваемого действительностью.
7. Упражнения в композиционных импровизациях на любые темы или же в виде иллюстраций к рассказам и стихотворениям.
8. Упражнения в построении композиции путем использования подсобных, подготовительных книг, рисунков и этюдов, фигур в требуемом движении, в нужном освещении и красках и в нужном общем настроении.
9. Упражнения в применении заказов перспективы в различных условиях композиции.
10. Воспитание привычки к застольной повседневной работе над карандашными набросками композиции.
11. Повышение художественного чутья в компоновке предметов мертвой натуры, складок и группировок, в постановке живой модели в интерьере и т. п.
12. Зарисовка композиционных решений любых мастеров-композиторов.
13. Усвоение последовательных этапов методики композиции через ряд первичных карандашных рисунков к завершению композиции и конечному ее решению в красках.
14. Композиционные упражнения по свободному использованию картинной поверхности (без горизонта и без перспективы).

 

В композиции можно выделить и еще одну основную ее часть — схему, которая образует главный принцип ее построения. Она образуется по обобщенной и упрощенной до простейшей геометрической фигуры композиции; она рисует основные соотношения между главными составными частями картин по их смыслу и по построению.

 

Квадрат, круг, треугольник, пирамида и прочие геометрические фигуры, способные многое упростить, систематизировать, обобщить и уяснить, играют в живописных схемах большую подсобную роль.
Схема обычно предшествует последующей детальной разработке композиции. Она кладется в основу первичной мысли о будущей полноценной картине.

 

...Ритм и ритмика, заключенные в композиции, основанные на смысле изображения, связаны с масштабами величин, чередованием больших и малых пятен, соотношением крупных и мелких величин. Ритмика определяет относительную динамичность всей композиции, составляя одновременно принадлежность многих других сторон живописи: ее техники, кладки красок и фактурных образований, ее светотени и цветовых контрастов; она касается всего темпа чувствования художника.

 

Ритм заражает зрителя, акцентируя его внимание на важных частях и моментах; он заставляет его взгляд скользить по незначительным подчиненным деталям и задерживаться на крупных, локальных и основных частях художественного организма.

 

Ритм сразу настраивает зрителя на требуемый лад. Ритм в живописи составляет его важнейшую, но не явно видимую сторону. Ритм живописной техники, выражающийся в ударах кисти, можно рассмотреть иной раз лишь через лупу или в увеличенном виде на экране. Он кроется в заметных для поверхностного взгляда особых качествах техники. Он зрителем больше ощущается, чем видится глазом.
...Ритмика новой жизни может быть запечатлена в новых ритмических построениях в искусстве.

 

...Задачи композиции в советской живописи определяются общими задачами социалистического реализма как высшего вида реалистического искусства. Необходимо найти пути к наиболее выразительным и могучим формам воплощения нового содержания, к постепенной выработке органического стиля искусства великой эпохи, современниками которой мы являемся.
Идеи коммунизма, коммунистическая культура и коммунистическая мораль являются тем путеводным знаменем, которое несут в жизнь советские художники.
Совершенная композиция в живописи должна способствовать успешному решению этой большой задачи.

 

Изучение области композиции в искусстве равносильно изучению законов и методов воздействия на зрителя средствами живописи.

 

Художнику следует хорошо знать, чем и как воздействовать на зрителя, чтобы вызвать в нем нужное впечатление. Сила реакции зрителя всецело зависит от яркости образного решения картины.
Социалистический реализм в искусстве является новой в мире художественной культурой не только по содержанию; новое содержание же, выраженное в штампованных и давно знакомых формах, взятых из далекого прошлого, не способно дать полноценного выражения новых идей.

 

Поэтому новаторство в советском реалистическом искусстве, как и в советской художественной школе, неизбежно.

 

Самой важной творческой задачей советских художников является работа над композицией, которая призвана быть выразительницей идей, мыслей и чувств советского народа, героических строителей коммунистического общества.

 

...Более принципиальный отбор всего нового как по смыслу, так и по форме играет решающую роль для придания произведению стиля и характера нашей эпохи.

 

...Успехи в композиционной работе возможны только при условии теснейшей связи содержания со всеми сторонами профессионального мастерства.

 

...Художник должен сделать отбор существенно значительного, нового, поражающего воображение и потому запоминающегося.

 

Поэтому новизна зрительного решения, выражающего замысел художника, всегда сильнее действует, и произведение запоминается лучше, чем когда содержание выражено в многократно использованных формах.

 

Новизна художественного выражения неизменно связана с непосредственным восприятием природы и жизни, с непосредственным чувствованием живого, реального мира.

 

Никакой домысел, никакое теоретизирование не способны заменить многообразных богатств, щедро предлагаемых художнику живой действительностью.

 

Художественная форма композиции, иначе говоря, слагающие ее элементы, численно ограничены, однако их различное сопоставление безгранично, как безгранично разнообразна сама жизнь.

 

Основной составной частью композиции являются прежде всего человеческие фигуры и лица, определяющие главное содержание композиции.

 

Для сопровождающего людей окружения имеется целый арсенал композиционного оружия. Среди этого оружия большую роль играют линии и абрисы, определяющие границы предметного мира. Эти линии и абрисы, определяющие также смысл и зрительную ритмику картины, являются всего лишь иллюзорными, и в композиции именно они создают ее характер.

 

Существенными компонентами композиции являются светотень и вызываемые ею контрасты — светлого на темном фоне и темного на светлом фоне.

 

Могущественными компонентами композиции являются цвет и колорит, которые характеризуют время действия в картине (день, вечер, ночь) и определяют эмоциональную окраску произведения живописи, раскрывают ее идейную направленность, помогая выражению человеческих переживаний и эстетически гармонизируя картину.

 

Важнейший элемент композиции заключается в зрительной ритмике. Для живописи ритмика аналогична значению звуковой ритмики в мире музыки.

 

Искусно найденная зрительная ритмика способна зрителя восхитить и увлечь, неумелое же ее использование вызывает тоску, выдавая полное отсутствие чувства художественного такта (и вкуса) автора.
Самая существенная часть композиции определяется умением создать в картине так называемый «центр внимания», которому подчиняются все другие части картины. «Центр внимания» сосредоточивает внимание зрителя на главных действующих лицах и на основном смысле картины.

 

«Центр внимания» не всегда должен быть в единственном числе, может быть два центра, а иногда и более.

 

Методы выделения этих «центров внимания» состоят в искусном использовании светотени, расстояний между фигурами, величин и масштабов фигур, в умелом использовании окружающей людей обстановки, в использовании цветовых сопоставлений и др.

 

В композиции также трудно переоценить значение выбора «точки зрения» или так называемого «угла зрения». Находчивость в выборе «угла зрения» имеет целью ввести зрителя в картину, делая его как бы соучастником изображенного события.

 

Одновременно с нахождением точки зрения приходится определить и горизонт, условно отмечающий высоту глаза зрителя, смотрящего на картину. Композиции могут быть с высоким, низким и средним горизонтом. Горизонт, взятый на высоте стоящего или сидящего человека, получается наиболее обычным. Такой горизонт является естественным для изображения людей в комнатной обстановке. При высоком или низком горизонте впечатление от картины в корне меняется. Низкий горизонт, например, позволяет изобразить человеческие фигуры с ног до головы на фоне неба, что придает им силуэтность и обобщенность трактовки, так как они темнее неба. При сильном освещении фигур получается обратный эффект: светлые фигуры на относительно более темном фоне. Использование же высокого горизонта показывает на высокое местонахождение зрителя, откуда он способен обозревать большое пространство с уменьшенной масштабностью людей, домов, деревьев и всего видимого сверху и издали.

 

Искусное использование своеобразной и наиболее выразительной «точки зрения» и горизонта, умелое распределение света и тени на картине в условиях фронтального, бокового или встречного освещения, понимание законов зрительной ритмики и красок природного мира способны творить чудеса композиционного искусства, очаровывая зрителя никогда ранее им не виданным зрительным образом, ярко, наглядно и по-новому отображающим живую картину жизни.

 

...Изучение сложного композиционного искусства лучших мастеров реалистической живописи может расширить круг представлений молодого художника — изучение много способствует пониманию возможностей использования художественного оружия.

 

Реалистические композиции могут быть разделены на несколько типовых групп. Среди них имеются одноплановые композиции, являющиеся обычно и первоплановыми, то есть самыми близкими к зрителю изображениями человеческих фигур. Типы двухплановых, трехплановых и многоплановых композиций используются для более сложных сюжетов, перспективно уводящих зрителя в глубину пространства. Композиции делятся на внутренние замкнутые, завершенные, дающие законченное представление о сюжете, и на композиции фрагментарные, то есть такие, которые представляют как бы часть целого, выхваченный кусок из более обширной картины жизни.

 

Фрагментарный характер композиций сосредоточивает внимание зрителя на немногих человеческих фигурах, изолированных от окружающей их обстановки.

 

Исключительно важным для социалистического искусства, в центре внимания которого стоит человек, является умение справляться с выражением психологического состояния людей, с мимикой и жестом, с нюансами экспрессии лица. Психологический момент в советском искусстве приобретает первостепенное значение, ибо он является самым активным и жизненным, самым понятным массовому зрителю средством выражения содержания.

 

...Композиция произведения живописи является самой прочной, не подвергающейся со временем изменениям, слагающей частью картины. Она живет в репродукциях и на фотоснимках, на страницах журналов и книг без изменений, она воплощает самую ценную часть произведения искусства — его смысл.

 

...Один только перечень тех предметов, которым можно учить в помощь овладению искусством композиции, способен доказать необходимость специального и методического преподавания композиции. Эти предметы примерно следующие: изучение типов и видов реалистических композиций на опыте крупнейших мастеров; изучение специфики составных элементов композиции и их относительного значения. В частности, это изучение касается закономерного использования светотени и контрастов, большой и малой масштабности фигур, законов зрительной ритмики, законов перспективы, умения выделять главные персонажи картины путем их соответствующего окружения, исполнения световых и цветовых возможностей. Необходимо также изучение на практике множества оптических законов, активно действующих в живом мире, и умение применять их в композициях.

 

Не менее важно понимание законов геометрии и значения геометрических (объемных и линейных) фигур как средств, тонизирующих и обобщающих явления всего зрительного природного и вещевого мира и имеющих значение для определения и выработки композиции. Изучения требуют примеры их использования в классическом искусстве прошлого.

 

Воспитание творческих навыков молодого художника, направленное на углубленное понимание живой советской современности и на правильное понимание культуры социалистического реализма в искусстве, должно иметь целью умение

 

производить отбор всего типического, прогрессивного, нового, определяющего характер советской культуры. Этот отбор необходимо производить в людях и в лицах, в обстановке окружающей жизни, повсюду.
В учебную часть преподавания композиции должны входить также меры для предупреждения неизбежных и типичных заблуждений и ошибок у начинающих художников, не имеющих опыта.

 

Большое значение в композиционной работе имеет умение овладеть вниманием зрителя, заставляя его видеть все показанное в произведении живописи в последовательном порядке, видеть прежде всего и больше всего самое существенное, правильное, понять его идейную сущность.

 

Учить следует верному пониманию закономерности картины, ее идейной и формальной завершенности и ее живописному и формальному пластическому совершенству.

 

К изучению композиции относится усвоение логической, целесообразной последовательности в композиционной работе и предварительном собирании материалов для нее, то есть в организованной методике работы над картиной, приводящей к живому и выразительному конечному результату.

 

Каждый из разделов живописного искусства требует своей особой специфики композиционной культуры. Так, в области портретной живописи можно говорить о портретных изображениях-характеристиках, о портретах обстановочных, композиционных, о портретах-картинах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последнее с форума

Покритикуйте мастер-класс, пожалуйста by Admin
На что именно обратить внимание?)

Мастер класс by Георг
Ссылка удалена?

Электронная музыка. Есть любители? by Vader
Не знаю, есть ли тут любители электронной и танцевальной музыки, но хотелось бы поделиться парочкой видео...

Иммуномодулятор by macha buukina
Молозиво -https://coral-wellness.com/shop/zdorovie/firstfood-colostrum/ густая жидкость кремового...

И вновь о холстах by savlad
Многие любители, да и профессионалы тоже, пишут на холсте на оргалите.
Холст на оргалите изготовить много...