Учеными Университета Джона Хопкинса (Балтимор) обнаружено одно из редких анатомических изображений кисти Микеланджело, бывшее у всех на виду, но нераспознанное в течение пятисот лет. Как предположили медики, Микеланджело изобразил часть человеческого мозга на фреске Сикстинской Капеллы.
Как известно, Микеланджело препарировал мертвые тела и изучал строение внутренних органов человека, дабы сделать свои произведения максимально верными с точки зрения строения человеческого тела. Однако не многие его анатомические изображения сохранились. Изображение части мозга и мозгового ствола, о котором идет речь, — это не первое изображение органа, которое увидели или попытались увидеть ученые на Сикстинских фресках Микеланджело. В 1990 году в журнале Американской медицинской ассоциации была опубликована статья о зашифрованном изображении мозга на фреске Сотворение Адама, а в 2000 году доктор-нефролог из Университета Бейлор (США) предположил в одном из медицинских журналов, что Микеланджело «спрятал» рисунок почки все в той же Капелле.
Последняя находка была сделана на фреске «Разделение Света и Тьмы», одной из девяти картин Книги Бытия. Фигура Творца, облаченного в красные одежды, изображена с короткой бородой, открывающей шею. Именно на шее нейрохирург Рафаэль Тамарго (Dr. Rafael J. Tamargo) увидел зашифрованные нижнюю часть мозга, мозговой ствол, часть височной доли и начало спинного мозга.
По мнению ученого, шея на этой фреске сильно отличается от аналогичных изображений в Капелле. Она обладает формой и линиями, не соответствующими ее анатомии. Неровности не могут быть случайной ошибкой художника, поскольку Микеланджело прекрасно разбирался в строении любой части тела.
В пользу версии Тамарго говорит тот факт, что Творца Микеланджело, как правило, изображал с длинной ниспадающей бородой, и только на этой фреске у него короткая борода, открывающая шею. Странным является и освещение: в то время как свет на всю фигуру Бога идет снизу слева, на шею он попадает прямо, привлекая внимание к этой части фрески.
Гипотеза ученого из Балтимора получила неоднозначную оценку в ученом мире среди историков искусства. В то время как одни считают доводы Тамарго весьма убедительными, другие склонны подвергать их сомнению. Как заметила историк искусства из Пенсильвании Брайан Курран (Brian A. Curran), «нельзя запретить людям смотреть; но иногда шея — это всего лишь шея».
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источник http://artinvestment.ru