Романизм (от Roma — Рим) — эклектическое течение в нидерландской живописи XVI в., появившееся благодаря расширению культурных связей с Италией. Романизм стремился соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма.
Обращение нидерландских живописцев к изучению художественных решений итальянцев было явлением закономерным ввиду известного кризиса, переживаемого нидерландской художественной культурой на рубеже XV—XVI вв., и в то же время естественным обменом художественного опыта, столь обычного у художников. Эти попытки сближения художественных культур Нидерландов и Италии носили самый разнообразный характер, от прямого подражания до коренной творческой переработки, и зависели от степени талантливости и оригинальности дарования того или иного мастера. Во всяком случае художники-романисты из числа наиболее одарённых оставили множество прекрасных живописных произведений, обладающих самостоятельной и высокой художественой ценностью.

Романизм оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северо-нидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, а также на Йоса ван Клеве, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. 1480 — ок.1536).

Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилению светских тенденций в искусстве. Он обогатил нидерландскую живопись образами античной мифологии, аллегориями, интересом к обнажённой натуре, новыми решениями композиций, знаниями перспективы и анатомии. Родился новый тип художника — гуманистически образованного, увлечённого различными отраслями знания.

Вместе с тем романизм привёл к такой степени интернационализации искусства и равнения на образцы, когда утрачивалась национальная самобытность живописи, а высокая виртуозность оттесняла собственно творческое начало и делала искусство холодным. Развитие романизма, поддержанного придворно-аристократическими вкусами, оказало значительное влияние на декоративное искусство, особенно на создание шпалер, которыми славились Нидерланды. В шпалерах появились мифологические, батальные, охотничьи сюжеты, которые изображались с правильным построением перспективы, использованием объёмных фигур.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последнее с форума

картины 3 by Orion
всем спасибо за отзывы!
да Еленсон вы правы, я хотел чтоб бы было разнообразие какое то, движение что...

Рискнул... by Еленсон
Ну да, только теперь не понятно что это за красненькое пятнышко в воде, не видя первую картину и не зная...

картины 2 by Георг
решил все таки подправить тон.
это было не легко в основном потому что не люблю возврщаться к законченым...

Помогите опознать картину или художника by ukt--71
картину нашёл в заброшенном доме спасибо за ответ

Берег by Георг
С настроением боязни, что испортите лучше не работать! Вы наоборот решительно должны всё делать, пробовать...