Во Франции существует официальное звание художника Морского флота, присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам. Звание может быть присуждено не только художникам, но также фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам.
Знаменитые представители этого жанра: К. Ж. Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х. В. Месдаг (Голландия), И.К. Айвазовский (Россия), А.П. Боголюбов (Россия).
Из истории развития жанра:
В картинах итальянских мастеров XIV-XV вв. и нидерландских "примитивов" изображение моря связано с религиозными сюжетами. В качестве же отдельного жанра пейзажной живописи марина сформировалась в 17 веке в Голландии (Нидерланды), благодаря работам таких мастеров, как Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде и др.Голландские живописцы изображали море в его различных ипостасях: это были и безмятежная водная гладь, и бурлящая стихия. Так же, море служило фоном для парусников, плывущих на фоне умиротворяющего заката, или же напротив, участвующих в морских баталиях. Кроме этого, морская стихия иногда наделялась особым смыслом, олицетворяя бурное «море житейское» или стихию любви и страсти. Именно такую роль играли в голландской живописи «картины в картинах» – морские пейзажи, изображённые в жанровых полотнах, где, например, молодая женщина читает любовное письмо, а по пейзажу, висящему за её спиной на стене комнаты, можно домыслить сюжет: спокойно или бурно складываются её любовные отношения. Небольшие по размеру картины голландцев отличались тонкостью цветовой гаммы.
Первой мариной можно считать картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морской музей). Первая "Буря" (созданная вне какого-либо исторического контекста) написана Питером Брейгелем Старшим (Вена, Музей истории искусств). Она стала последней картиной Брейгеля - необычайно смелая работа для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега. И всякий волен предположить в брейгелевской Буре аллегорию грядущей свободы.
В Рим из Неаполя вместе с Сальватором Роза, чьи марины оказали влияние на творчество Темпеста, пришло новое направление. Сохранились сведения, что самостоятельную работу Роза начал с исполнения маленьких пейзажей, которые писал, бродя по горам или плавая в рыбачьих лодках вдоль берегов Неаполитанского залива. Эти мотивы он постоянно включал в свои работы. Стихийная сила природы, ее эпическая мощь воплощены в видах морского побережья с парусными лодками, скалами, руинами замков, живо написанными стаффажными фигурками рыбаков, моряков придают. Пейзажи и марины Розы передают характерные особенности неаполитанской природы. Художник придает ей романтизированный облик, вводя образы закутанных в плащи таинственных путников, бродяг, солдат, изображая старые постройки, горные потоки, сухие деревья, острые уступы скал, пещеры.
Вибрация на полотнах импрессионистов, достигаемая за счёт подрагивающих переливающихся мазков, - это удивительная находка, подсказанная им Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениям и насыщенными красками, а клал вибрирующие мазки.
Не лишним будет упомянуть и тот факт, что последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.
Среди работ японских мастеров самым известным на Западе стало творчество Кацусика Хокусай - японского художника укиё-э, иллюстратора, гравёра. Хокусай — первый из мастеров японской гравюры, выделивший в своем творчестве пейзаж как самостоятельный жанр. В отличие от средневекового японского пейзажа, который изображал не своеобразие определенного ландшафта, а обобщенные черты природы, художник запечатлел в своих произведениях величественный образ Японии. Восхищение художника мощным величием природной стихии выразилось в пейзаже «Волна» (точное название ее «В морских волнах у Канагава»), входящем в серию «36 видов Фудзи». Огромные волны вздымают ввысь юркие лодки рыбаков, которые, кажется, ничуть не испуганы этим буйным неистовством океана. Динамичность гравюр, их чистый, насыщенный колорит, удивительная тонкость цветовых переходов, с помощью которых написана вода и воздушное пространство, делают работы Хокусая реалистичными и выразительными.
Маринист мировой величины И. К. Айвазовский еще в период своего обучения в академии Художеств испытал особое влияние французской марины классицизма (его учителем был, в том числе, французский маринист Ф. Таннер). Однако, постепенно избавляясь от слишком резких контрастов классицистической композиции, Айвазовский со временем добился в своих работах подлинной живописной свободы. И уже в 1840-х годах эмоциональность его марин с тяготением к пафосу и героике подарила ему мировую известность. Айвазовский был приверженцем романтического в изображении величия морской стихии в различных её состояниях: от штиля дл шторма, а так же отваги сражающихся с ней людей. Ярким примером может служить его картина «Девятый вал» (1850г.), где ему мастерски удалось передать впечатление «безбрежного» морского пространства. В ранних своих работах Айвазовский тяготел к более насыщенной яркой цветовой гамме, которая аостепенно сменилась стремлением к тональному единству. В своих лучших поздних работах, таких как «Черное море» (1881 г.), художник, пользуясь тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды, как никто другой сумел показать живую, пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.
Так же, говоря об этом маринисте, не лишим будет упомянуть тот факт, что Айвазовский, будучи живописцем Главного морского штаба, лично участвовал в ряде военных маневров Черноморского флота, и создал немало патетических батальных полотен.
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.
С картинами И. К. Айвазовского вы можете ознакомиться в нашей галерее.
Наиболее яркий расцвет творчества художника падет на 80-90-е гг. В это время Боголюбов приходит к созданию своеобразного стиля картины, который можно назвать этюдом-картиной. Примером может служить его работа «Тулон. Франция» (1880г.)
Так же следует отметить, что творчество художника Боголюбова было неразрывно связано с передовым идейно-реалистическим искусством лучшей части русских художников-передвижников.
Комментарии