Размывка - От (фр. lavis, нем. Lavierung, англ. wash technique) 1) техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью и др.; 2) вид литографии, воспроизведение рисунка, выполненное литографской тушью на камне с помощью воды и кисти. Способ размывки появился в сер. 19 в.

Рама - От (англ. frame, фр. cadre, нем. Rahmen) - прямоугольное (реже круглое, овальное, многоугольное) оформление картины, графического произведения, фотографии и т. д. по их периметру. Назначение рамы - отделить изображение от его окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей цельность. Рама рождается вместе с картиной в 14 в., причем первоначально они составляют одно смысловое и декоративное целое, поскольку рама алтарного образа представляла собой подобие позолоченного готического храма. В 15 в. она уподобляется ренессансному сооружению (пилястры по сторонам, карниз сверху), подобно оконному проему, в котором является образ мира. Часто рамы изготовлялись не только из гипса и реек, но также из драгоценных материалов. С распространением методов линейной перспективы и эффектов воспроизведения видимого мира рама приобретает сложную профилировку, становится как бы ступеньками, помогающими глазу зрителя погрузиться в изображенный мир. В искусстве 17-18 вв. распространены сложные рамы с резными и лепными фигурками, гирляндами цветов и плодов; голландские живописцы 17 в. предпочитали простые темные рамы с дробной профилировкой. Рамы играли двойную роль: изолируя картину от окружения, они сами были частью архитектуры интерьера (напр., рама рококо с завитками и рокайлями). Интерес к раме возрождает стиль модерн (рамы, оформленные как предметы декоративного искусства - с применением неокрашенного дерева, кожи, металла). Импрессионисты начали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый). В 20 в. на раме иногда помещают дополнительные изображения, надписи, украшают ее скульптурной резьбой.

Рапидограф - пишущее средство с трубчатым наконечником для черчения тушью с толщиной линии от 0,18 до 1,4 мм.

Растворитель - От (англ. solvent, фр. dissolvant, нем. Loser), разжижитель - жидкость, применяемая художниками для разведения и разжижения красок и лаков и сообщения нужных качеств красочному слою, а также для смывки красок. Основой растворителя для масляной живописи служат эфирные масла, нефть и ее фракции. Особенно часто применяются скипидар (терпентинное масло), его составные части (пинен) и его смеси с льняным маслом, очищенная нефть и бесцветный бензин (уайт-спирит).

Растушёвка - Растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, итальянским карандашом, сангиной, пастелью и т. д. Растушевка может выполняться растушкой, резинкой, хлебным мякишем, пальцем и вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.

Реализм - В широком смысле - свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности. Реализм - в узком смысле - художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.

Резцовая гравюра - Появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Резьба - Один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путем вырезания. Резьба бывает: объемная, высокорельефная, плоскорельефная, выемчатая, контурная, сквозная, накладная; употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Самостоятельной областью резьбы является глиптика.

Ренессанс - (фр. renaissance - возрождение) - одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения.
Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи. Живопись наиболее полно соответствует ренессансному принципу "подражать природе". Новая изобразительная система складывается на основе изучения натуры. Открытия, совершенные в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.

Реставрация - От (лат. restavratio - восстановление) - укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями. Реставрируются архитектурные сооружения, их комплексы, районы, населенные пункты (иногда целые города), произведения изобразительного и декоративного искусства, археологические находки и т. д. Реставрационные работы проводятся специально разработанными методами на основе научного исследования памятников.
Современная реставрация может заключаться: в консервации - сохранении памятника в дошедшем до нас виде; в частичной реставрации - выявлении скрытых под историческими наслоениями подлинных фрагментов памятника; в полной реставрации - восстановлении целостного первоначального облика памятника. Перед реставрацией выясняются материалы и технология создания памятника, причины и виды его разрушения, его первоначальный облик - с помощью физико-химических методов, анализов, фотографирования (в т. ч. рентгенографии, фотографирования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, спектрального анализа и т. д.), а также с помощью исторических данных (письменных источников, изобразительных материалов, стилистического анализа).
В ходе реставрации укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным (в архитектуре каменные квадры, кирпич-плинфа и т. д.; при реставрации фресок - известковая вода; при реставрации живописи - животный клей и т. д.), или современных средств, если они не вредят памятнику; исправляются деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы, часто устраняются позднейшие дополнения. Если восполняются утраты, замененные места должны быть отличимые, а при необходимости легко удаляемы.
Попытки реставрации известны с древности, но систематический характер она получила в эпоху романтизма, когда французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк обосновал необходимость глубокого изучения стилистики и строительной техники реставрируемых готических храмов. В 19 в. реставрация часто приводила к искажению подлинника.
С конца 19 в. стали устанавливаться собственно научные принципы реставрации , исследования памятников и документального обоснования каждой реставрационной работы (в России П. П. Покрышкин, И. Э. Грабарь, П. Д. Барановский, В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины). В 1918 г. была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная в Центральные реставрационные мастерские, возникла широкая сеть реставрационных мастерских. Грандиозные по размаху работы по восстановлению разрушенных во время второй мировой войны памятников были проведены во многих странах, в т. ч. в СССР, Польше, Германии.

Ретушь - От (фр. retouche, букв. - поправка)
1) частичные исправления темперой, которые вносятся в роспись (фреску) после высыхания штукатурки;
2) частичные исправления гравировальной доски после выяснения, по пробному оттиску гравюры, неудачных мест или недоработок;
3) в масляной живописи протирка жухлых частей красочного слоя специальным лаком или маслом;
4) в полиграфическом производстве корректировка фотографических оригиналов перед их воспроизведением.

Рисунок - Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.

Розетка - (От французского rosette, буквально - розочка) орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы). С древности широко распространена в декоративном искусстве.

Рококо - Стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Романизм - Направление в нидерландском искусстве 16 века, сложившееся под влиянием итальянского искусства Возрождения и маньеризма. Ян Госсарт, Б. ван Орлей и другие представители этого направления:
- разрабатывали проблемы пластического воплощения обнаженного человеческого тела и перспективы;
- обращались к темам античной мифологии.
лат.Romanus - римский
Представители романизма (живописцы и гравёры: основатель течения Ян Госсарт, Барент ван Орлей, Мартен ван Хемскерк, Ян ван Скорел, Франс Флорис, отчасти Лука Лейденский)под влиянием художественной культуры итальянского Возрождения разрабатывали новые для нидерландского искусства проблемы (анатомия, перспектива) и темы (античная мифология, обнажённая натура). Романисты способствовали упрочению гуманистических тенденций в искусстве, но, будучи не в состоянии органически сочетать итальянскую ренессансную и старонидерландскую традиции, нередко склонялись к эклектизму.

Романтизм - Течение в западно-европейской и американской философии конца 18 - начала 19 вв. Романтизм противопоставлял утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Понятия " романтизм " и "романтический" вызывают неизменный интерес и определяют характер восприятия искусства целой эпохи, насыщенной многообразием стилистических поисков и противоречий. В этот период в русском искусстве сложилась новая жанровая структура с очевидным приоритетом портрета и пейзажа. Со временем в круг интересов художников-романтиков вошла историческая тема. Почти все значительные мастера первой половины XIX века учились в Императорской Академии художеств, где воспитывались на принципах классицистической эстетики. Однако, многие из них в своем творчестве и образе жизни реализовали иные художественные установки и вошли в историю русского искусства как художники-романтики, подобно О.Кипренскому и К.Брюллову, С.Щедрину и М.Воробьеву. Другие - А.Егоров, П.Басин, Ф.Бруни - остались приверженцами академической живописи , хотя целый ряд их произведений можно рассматривать в русле романтических тенденций.

Русский символизм - отмечает так называемые "две волны". "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест. В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М.Врубель), другие - к древней истории (Н.Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М.Нестеров), многие пришли к театру (А.Головин). Но все они стремились создать свой новый мир по законам высокого искусства.
В поисках единого большого стиля, основанного на синтезе всех видов творчества (в России этот общеевропейский стиль именовался "модерн"), живописцы проявляли себя как архитекторы и скульпторы, работали в качестве мастеров прикладного искусства, театральных декораторов, художников книги. Экспозиция позволяет наиболее полно выявить разные творческие индивидуальности художников и показать, сколь широки и многообразны были интересы "старших" символистов.
Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В.Борисов-Мусатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голубая Роза". Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Лидерами стали молодые художники-саратовцы П.Кузнецов и П.Уткин, их земляком был и скульптор А.Матвеев. В объединение также входили А.Арапов, Н.Крымов, братья Н. и В.Милиоти, Н.Рябушинский, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин и др.
В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эстетической системы, характер художественного направления. Переориентация изобразительного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.
Деятельность "Голубой Розы" была довольно длительной, хотя выставка с таким названием (1907) оказалась единственной. Название с той поры перешло к художественному движению, связанному с творчеством участвовавших в знаменитой выставке мастеров.
Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Две из трех выставочных экспозиций под названием "Золотое Руно", организованных одноименным журналом - печатным органом "Голубой Розы", были совместными русско-французскими. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голуборозовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности. Способность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в реальной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к Истинной реальности, привели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. Излюбленное сочетание цветовых тонов, заключенное в формуле "золото в лазури", зазвучало теперь много звонче, ярче, радостнее, не приобретая при этом качества предметности.
Идеалистически восторженное представление о всемогуществе Искусства должно было когда-то привести художников-символистов к драматическому столкновению с Жизнью. По мере развития символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включалась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников исполненной драматизма Жизни-Балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации красного, желтого и оранжевого.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последнее с форума

Communal pictures by rauluy2
Started unusual web throw
http://teachersex.purplesphere.in/?leaf.aryanna
erotic puzzle erotic strangle...

фэнтези by mirart7
Нет, это просто мой фантастический образ некоего Ангела . Само собой в процессе пришло название "Ангел...

Работа для художника by elarrin
Добрый день!
Меня зовут Евгений. И я хочу предложить Вам поучаствовать в очень интересном мероприятии....

жду критики by Георг
Композиция не удовлетворительная.
В первой в верхней части ничем не оправданная пустота, не говорящая...

Галерея "Елисаветград" by artelisavet
Для тех у кого плохое настроение! И не только !
Большинство из этих рисунков демонстрируются сегодня...