Проклеивание холста

После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Цель проклейки:
  • изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски, так как клеевая пленка не растворяется в масле и растворителях. На непроклееной основе масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
  • если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4.
При приклеивании холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют 5% раствор клея, который при комнатной температуре (20-22) имеет консистенцию холодца, при такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.
 
проклеивание холстаОстывший, студенистый клей наносят широкой кистью, щеткой или столовым ножом со скругленным концом. Излишки клея сразу снимают с холста ребром ножа или мастихином. При этом следят, чтобы клей не проникал сквозь поры на обратную сторону холста, то есть держать нож нужно более вертикально. Толстые слои проклейки склонны к растрескиванию. После первой проклейки надо дать холсту хорошо просохнуть при комнатной температуре. Ни в коем случае нельзя ускорять просушку нагревом у батареи или на солнце. Располагаться холст может как горизонтально, так и вертикально, главное чтобы воздух поступал равномерно с обеих сторон.
 
Стоит подчеркнуть, что клей должен содержать пластификатор. Но в некоторых случаях первую проклейку (при очень грубом переплетении нитей со множеством узелков) можно делать вообще без пластификатора - проклеенные узелки становятся более твердыми и легче удаляются.
 
После первой и второй проклейки высохший холст нужно обработать наждачной бумагой. Шлифовать надо легко, чтобы только убрать волокна, которые выступают "ершом" после проклейки, особенно сильно выступающие узелки можно срезать ножом. Вторую и третью проклейку делают жидким, но не теплыми клеем (20-25 градусов, чтобы не растворять первый слой) и обязательно с пластификатором (не менее 30% глицерина или мед от веса сухого клея). Если все поры холста закрылись (это определяется после первой грунтовки отсутствием белых точек на оборотной стороне холста), то можно считать проклейку удачной. Если все-таки белые точки появились, то для данного типа холста в следующий раз делают еще одну дополнительную проклейку. Это во многом зависит и от качества клея. Лучшие клеи желатиновый (пищевой, технический, фотожелатин) или казеиновый; допустим и столярный клеи, но только лучших мездровых сортов (выпускается в виде полупрозрачных желтовато-коричневых плиток или в гранулах).


Грунтовка холста

Высохший после проклеек холст нужно загрунтовать. Грунтуют холст для того, чтобы создать связующее звено между холстом и красками.
Стоит заметить, что можно писать на проклеенной, но не на загрунтованной основе. Правда со временем, когда краска твердеет (а она твердеть продолжает постоянно - годами), у нее постепенно снижается адгезия (прилипание) к основе, и естественно повышается опасность осыпания красок при сильных изгибах основы. Если не изгибать, не подвергать резким изменениям влажности и хранить в нормальных комнатных условиях, то срок хранения произведений не ограничен. Чем меньше колеблются размеры основы, тем лучше. Так многие художники писали этюды и эскизы к картинам масляными красками на негрунтованной, а только по проклеенной желатином бумаге. В дальнейшем этим работам не придавали никакого значения, периодически уничтожали, как отработанный материал при наведении порядка в мастерской.
 
грунтовка холстаНаносить грунт надо флейцем или щеткой или тем же ножом. Ни в коем случае нельзя проводить кистью несколько раз, по одному и тому же месту, иначе грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия. После высыхания первого слоя грунта наносят второй, а если необходимо, и третий, но, следя за тем, чтобы не забивалась фактура холста. Или наносят четвертый, пятый, энные слои, чтобы наоборот смягчить фактуру холста или свести ее почти на нет, если этого требует художественный замысел будущей картины. При этом заполняется только пространство между нитями, а на выступах слой грунта остается тонким. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким грунтом, чем один - два толстым, густым.
 
При нанесении ножом, грунт доводят до консистенции сметаны. Сначала флейцем наносится обильный мазок, и затем размазываем его ножом, пока он не закончится. Носик ножа должен идти впереди, тогда масса грунта будет скапливаться внизу для обратного прохода ножа. Поверхность получается практически ровной и не требует дополнительного шлифования.
Грунтовый холст не должен растрескиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

Комментарии  

Evg 04.08.2012 12:32
Podskajite, mojno li prokleit polotno chem-to na vegeterianskoi osnove, tk i jelatin i klei soderjat jivotnie prodykti. Spasibo zaranee
Ответить
Уржумов Виталий 09.08.2012 23:18
Используйте ПВА для проклейки.
Ответить
Elshan 29.06.2014 10:23
Dobriy dden dayche znach kak qruntovach dvp dlya etyuda.U menya neskolka rezinnie qotovie dvp dlya etyuda skolka kak isqotovlivach qrunt kley jhelatin i.t.d .Spasibo vam zaranee.S bolsho uvajheniem Elshan!!!
Ответить
Николаева 24.11.2014 17:05
У меня вопрос -я купила готовый загрунтованный холст но сомневаюсь в его качестве,могу ли я нанести поверх грунтовки слой рыбьего клея (холст хлопчатобумажный )заранее благодарна
Ответить
Искусство Живописи 07.12.2014 05:35
Почему сомневаетесь, думаете краска проступит на обратную сторону? Тогда да, проклейте. А потом еще раз тоненько загрунтуйте
Ответить
Искусство Проклейки 21.01.2015 23:16
Искусство Живописи, вы говорите глупости со знанием дела. Во первых не "краска", а масло, во вторых это не имеет значения, т.к у нее скорее всего эмульсионка и матовая поверхность, которую по-любому надо проклеить. Грунтовать по второму разу бессмысленно, т.к. сцепление клея с масляной краской идеальное, когда поверхность с фактурой и тянет в меру.
Ответить
Уржумов Виталий 14.04.2015 08:44
Вы правы, масло.
Почему эмульсионка, а не акриловый грунт? Холсты сейчас хорошо загрунтованы (от производителя зависит), не помню, чтобы масло сильно тянули в себя они. Если после проклеивания не надо грунтовать, тогда зачем вообще это делать?
Ответить
Novichok 13.02.2015 06:43
Novichok:
Искусство Проклейки, поделитесь опытом. Меня интересует весь процесс проклеивания и грунтовки холста, начиная с того, где можно купить саму ткань,клей,рецепт (простой, но качественный рецепт) грунта или готовый состав, тогда где продается.Мне необходима пошаговая инструкция, которую никто не проговаривает четко, может это секретная информация?Заранее благодарна!
Ответить
Уржумов Виталий 14.04.2015 08:46
Покупаете все необходимое (холст, грунт, клей, подрамник) в художественном магазине, а далее читаете статью выше и делаете все по ней.
Ответить
___Андрей___ 28.01.2016 07:54
http://retro818.wix.com/bizon (рецепт грунта)
Ответить
Александр 11.02.2016 19:32
Большое спасибо Андрей!
Попробовал Ваш рецепт грунта - результат очень хороший. Просто огроменное спасибо - экспериментировал долго разными способами из книг.
Еще помогите разобраться с качеством получаемых холстов. Если сильно проводить ногтем - то беда трещит все. Если просто нажимать пальцем - то все нормально.
Ответить

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рекомендуем: заказать сайт онлайн. Недорого и качественно.

Последнее с форума

Картинки by Георг
Возможно не видно на фотографиях, но теплоты в светлых местах, освещённых солнцем, по-моему не достаточно....

этюды 2016_ч.1 by Георг
Antonio, я не хотел валить всё в одну кучу, потому и написал что разговор о величине мазка, а о тоне,...

Рискнул... by Георг
Георг, я точно так рисовал последнюю картину красным. Не понимаю разницы... я все так и делал как ты...

Галерея "Елисаветград" by artelisavet
Совсем скоро ! Не нарушаем традицию. 8 апреля галерея представляет свой зал для экспозиции работ художников-авторов....

Вставка Арт-Ростов с 5 по 15 мая by donexpocentre
Ожившие полотна Айвазовского и 100 подленников Дали впервые в Ростове на выставке «Арт-Ростов»
С 5 по...